6.01.19 г.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Памятка родителям:
1. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 15-20 минут. При выполнении артикуляционных упражнений пользуйтесь зеркалом.
2. Проводите занятия в форме игры. Следите, чтобы ребёнок не уставал; для этого используйте различные виды деятельности.
3. Во время занятия следите за правильной осанкой ребёнка.
4. Старайтесь говорить неторопливо, чётко произносить каждое слово голосом средней силы.
5. В тетради рисуют и пишут только дети, а родители помогают и направляют.
6. Рабочие тетради забирайте домой в пятницу, а в понедельник приносите в детский сад, предварительно выполнив задание. Тетрадь старайтесь содержать в порядке.
7. Содействуйте воспитанию у ребёнка усидчивости и обязательности.
Если у Вас возникли вопросы или трудности при выполнении задания, обратитесь за помощью к логопеду или воспитателю.
Рекомендации к проведению упражнений:
· Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
· Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
· Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
· Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
· Со временем к детям требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
· Далее дети выполняют упражнения в быстром темпе и учатся удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.