«Развитие мелкой моторики руки ребенка
посредством создания лепных картин»
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь. Кроме того занятия с пластилином способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Особенно эта проблема актуальна в нашем детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вот почему мы посчитали необходимым создание кружка, в котором дети будут заниматься нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.
Цель данного направления:
Развитие мелкой моторики рук детей посредствам создания лепных картин в технике «пластилинография»
Задачи:
Развитие интереса к изобразительной художественной деятельности
Освоение новых приемов (скатывания, расплющивания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью картин
Развитие изобразительных умений и навыков
Создание выразительного образа посредствам пластилинографии
Развитие чувства цвета, ритма, композиции
Развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца
Снятие мышечного напряжения;
Ознакомление с окружающим миром;
Преимущества техники «пластилинография»:
· Развитие мелкой моторики (работают в основном окончания пальчиков)
· Ознакомление и закрепление сенсорных эталонов
· Композиции могут долгое время сохранять эстетический вид
· Возможность легко исправить ошибку, т.к. картинка покрыта скотчем
· Возможность использования в работах бросовый (бусины, паетки) и природный материалы (иголки, шишки)
Материалы для создания пластилиновой картины:
· картон с контурным рисунком или картон, покрытый скотчем;
· набор пластилина;
· салфетка для рук;
· стеки;
· бросовый и природный материалы.
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю по подгруппам по 25-30 минут. Темы подбираются с учетом сезона и календарных праздников. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г.Н.Давыдовой с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.
Обучение проводится поэтапно: сначала мы научили раскатывать надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии начали в порядке повышения уровня сложности: начинали с простых картинок, постепенно перешли к созданию более сложных. Создавая лепные картины, мы знаком детей со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму). Для получения нужного оттенка учим соединять пластилин различных цветов.
Практическая часть «Корзинка с фиалками»
Материал: пластилин, стека, доска, картон.
Ход:
- художественное слово
- показ приемов действий при изготовлении корзинки (смешивание пластилина, деление на части, и т.д.)
- показ приемов действий при изготовлении фиалок (деление на части, раскатывание, сплющивание и т.д.)