Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Современный мир предъявляет к педагогам высокие требования, причем не только к уровню профессиональных компетенций, но и личностного характера. Нынешний воспитатель – это сплав знаний и индивидуальности, творчества, гибкости, смелости. Современному педагогу по-прежнему важно понимать своих воспитанников и быть готовым любую деятельность с детьми превратить в маленький спектакль.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Данное направление деятельности выбрано нами не случайно. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь. Кроме того занятия с пластилином способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Особенно эта проблема актуальна в нашем детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вот почему мы посчитали необходим создание кружка, в котором дети будут заниматься нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.
В соответствии с годовым планом и потребностями детей, мы определили цели и задачи данного направления:
· развитие мелкой моторики;
· снятие мышечного напряжения;
· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью картин;
· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
· ознакомление с окружающим миром;
· развитие эмоций и фантазии
· возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции
· развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца;
· интеграции различных образовательных сфер.
Каковы же преимущества нетрадиционной техники «пластилинография»:
· Развитие мелкой моторики (работают в основном окончания пальчиков)
· Ознакомление и закрепление сенсорных эталонов
· Композиции могут долгое время сохранять эстетический вид
· Возможность легко исправить ошибку, т.к. картинка покрыта скотчем
· Возможность использования в работах бросовый (бусины, паетки) и природный материалы (иголки, шишки)
Материалы для создания пластилиновой картины:
· картон с контурным рисунком или картон, покрытый скотчем;
· набор пластилина;
· салфетка для рук;
· стеки;
· бросовый и природный материалы.
В соответствии с календарно-тематическим планом (Приложение 1) занятия в кружке проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю по подгруппам по 25-30 минут. Темы подбираются с учетом сезона и календарных праздников. Например, осенью - «Анютины глазки», "Заготовки на зиму", зимой - «Новогодняя картинка», «Веселые пингвины», в канун 8 Марта – «Букет для мамочки».
Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г.Н.Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
На первом же собрании в начале учебного года родители воспитанников были ознакомлены с новым направлением нашей работы.
Обучая детей созданию пластилиновых картин, мы придерживаемся следующей методики. Чтобы занятия пластилинографией приносили детям радость, в работе мы используем яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Обучение проводится поэтапно: сначала мы научили надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии начали в порядке повышения уровня сложности: начинали с простых картинок, постепенно перешли к созданию более сложных. Создавая лепные картины, мы знаком детей со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму). Для получения нужного оттенка учим соединять пластилин различных цветов. Детям интересно узнавать и применять на практике два способа смешивания пластилина: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Для того, чтобы ребятишкам было удобнее работать, а композиции долгое время сохраняли эстетический вид, мы придерживаемся следующих рекомендаций:
• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
• покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
В процессе обучения детей созданию картинок из пластилина мы не ставим перед ними очень сложных задач, подкрепляя их уверенность в собственных силах, избегая переутомления. Поощряем даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания совместных и коллективных работ. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Мы предлагаем детям следующие темы: «Аквариум», «Чудо-дерево», «Вкусный компот».
Особенность пластилинографии такова, что у ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Наблюдая интерес детей к данной технике, нами была проведена консультация для педагогов групп «Картинки из пластилина». Доступность материала и наличие фонов разной формы и цвета в группах поддерживает интерес у детей к данной технике. Ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в любое свободное время.
Чтобы поддержать и повысить интерес детей к результатам своего труда, мы используем игровые мотивации. Так, в конце занятия «Веселые пингвины», педагог предлагает придумать историю про пингвинов и рассказать детям. Использование в игре монолога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия мы обязательно проводим физкультурные минутки (Приложение 2).
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет нам решать не только развитие творческих способностей, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.