Воспитание звуковой культуры речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования

"Город Архангельск"

"Детский сад компенсирующего вида

№ 13 "Калинка"

Воспитание звуковой культуры речи 

                              у дошкольников

                                                                     

 

 

     Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение, либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.  Важно, чтобы родители и близкие  в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

     Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба; развито речевое дыхание, а также, если он умеет владеть своим голосом.

     Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов. Поэтому очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу,  устранять дефекты, лечить зубы. Также следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

     Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям необходимо оберегать ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включение на полную громкость телевизор, магнитофон и т.п.), а при заболеваниях органов слуха – своевременное лечение в медицинских учреждениях.

     Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Необходимо развивать у детей слуховое внимание, так как неумение вслушиваться в речь окружающих, так и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Поэтому с самого раннего возраста детей учите различать различные шумы. Отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких, узнавать по характерному звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, узнавать знакомых людей по голосу, прислушиваться и различать  слова, сказанные шепотом, и т.д. У детей более старшего возраста (от 4 до 5 лет) необходимо формировать фонематический слух, умение дифференцировать все звуки (фо­немы) родного языка — различать смысл слов, близких по звуча­нию (уточка — удочка, дом — дым). Такие упражнения могут носить игровой  характер   (перепрыг­нуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном сло­ве; «купить в магазине» игрушку, в названии которой есть звук К) и др.

     Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата  ему еще не доступны (например, в 3-х летнем возрасте учить произносить шипящие или звук Р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка ребенка непосильным речевым материалом может привести к неправильному формированию звуков, заиканию.

В норме в  3-4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки С, З, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками Т, Д, Ф, В; аффрикаты  Ч, Щ заменяются на ТЬ, Ц, СЬ; сонорные звуки Р, Л могут пропускаться или заменятся на ЛЬ, jот, В, УА.

         В 4 года исчезает смягченное произношение звуков, замены на звуки Т- Д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

          В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

         В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. 

      Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаются условия для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Будьте заинтересованы в развитии вашего ребенка.

Собраны, настойчивы.

Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое,

даже самое маленькое достижение.

 

Успехов вам!

Дата последнего обновления страницы 30.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения