"Мозг хорошо устроенный
стоит больше, чем мозг
хорошо наполненный"
(М.Монтень).
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Частенько, стараясь как можно лучше подготовить ребёнка к школе, мы тем самым заменяем его психическое развитие преждевременным обучением левого полушария. Хотелось бы предупредить об опасности чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения буквам, цифрам, нотам, схемам, которые вытесняют образы, подавляют образное мышление. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. В возрасте до 6 лет должно доминировать именно образное мышление. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз. Чтобы у детей не произошло перекоса на одну сторону, и не было нервного расстройства, можно заниматься специальными упражнениями. Упражнения направлены на улучшение внимания, на развитие навыков коммуникации, письма. После выполнения упражнений дети становятся внимательнее, спокойнее, в целом улучшается их успеваемость. Упражнения «Гимнастики мозга» дают возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении; повысить эффективность мышления – и потому, увеличить способность мозга к запоминанию. Оказалось, что упражнения работают не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.
Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Уши»
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.
Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.
При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструкций педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка» («Стрелы»)
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
«Книжка»
1. Первый вариант (одноимённый). Положить руки на стол ладонями вверх, приподнять и перевернуть.
2. Второй вариант (разноимённый). Положить руки на стол. Одна рука ладонью вверх, другая – вниз. Одновременно приподнять ладони и повернуть их наоборот.
«Замок» («Змейка»)
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук.